8(86169)7-01-31

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
Вознесенский техникум пищевых производств
Логин:

Пароль:

- запомнить
Забыли пароль?
Регистрация
Учебная работа :: Локальные нормативные акты
Положение о разработке ПМ рабочих программ
Министерство образования и науки Краснодарского края
государственное   бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Вознесенский техникум пищевых производств»
Краснодарского края
 
СОГЛАСОВАНО
Председатель
методического совета техникума
                             З.М. Казарьян
«___»                   2012 г. 
 УТВЕРЖДАЮ
Директор  ГБОУ СПО  ВТПП
                   Н.Ф. Лысенко
«___»                2012 г.

 
  
Положение
о порядке разработки и требованиях к содержанию и оформлению
рабочих программ  профессиональных модулей
на основе Федеральных государственных образовательных стандартов
среднего профессионального образования
 
 
2012
Общие положения
 
Настоящее положение разработано  в соответствии   законом РФ «Об образовании» (в ред. ФЗ от 13.01 1996 г. № 12-ФЗ); Законом Краснодарского края «Об образовании» от 29.12.2004 № 828-КЗ; Законом Краснодарского края от 01.08.2012 г. N 2573-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об образовании» и Закон Краснодарского края «О начальном профессиональном и среднем профессиональном образовании в Краснодарском крае»; Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (ССУЗ), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2008 г. № 543; Федеральными государственными образовательными стандартами по реализуемым специальностям в соответствии с лицензией №03868 от 19 апреля 2012 года; Уставом техникума, утвержденным приказом Департамента образования и науки Краснодарского края от 13.02.2012 года;   Приказами Министерства образования Российской Федерации и Краснодарского края, регламентирующими учебную деятельность средних профессиональных учебных заведений; «Разъяснения по формированию примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования» от 27 августа 2009 г. утвержденные директором Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации И.М. Реморенко;  иными нормативными актами.
Настоящее положение устанавливает порядок разработки, требования к построению и оформлению содержания, процедуру рецензирования,   утверждения и продления сроков действия рабочих программ  профессиональных модулей в ГБОУ СПО  «Вознесенском техникуме пищевых производств»  КК.
Положение предназначено для председателей цикловых комиссий и преподавателей, ответственных за проведение учебных занятий по  профессиональным модулям и междисциплинарным курсам, включенным в рабочие учебные планы специальностей техникума.
 
1.      Основные положения
 
1.1. Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая про­
грамма ПМ) - является частью основной профессиональной образовательной
программы (ОПОП) по специальности,   и предназначена для реали­зации федеральных   государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее
ФГОС  СПО).
 
1.2. Профессиональный модуль - часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к заданным ФГОС результатам образования, предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого вида деятельности.
 
1.3. Рабочая программа ПМ включает в себя требования к:
-   результатам освоения профессионального модуля в соответствии с результатами освоения ОПОП (базовой или углублённой подготовки);
-   структуре и содержанию профессионального модуля;
-   условиям реализации профессионального модуля
-   контролю и оценке результатов освоения программы ПМ.
 
1.4. Рабочая программа профессионального модуля является единой для
всех форм получения образования: очной, очно-заочной (вечерней), заочной и
экстерната.
 
1.5.  Ответственность за соответствие программы   ФГОС СПО и современному состоянию образования и науки несёт цикловая комиссия, за которой закреплено обучение данной дисциплине, эксперты и рецензенты.
 
1.6. Ответственным за своевременность разработки, качество и достаточность содержания программы является преподаватель, назначенный осуществлять занятия на текущий учебный год в соответствии с распределением нагрузки в  техникуме.
 
1.7. В основу разработки программы должны быть положены:
·          Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности;
·            рабочий учебный план техникума по специальности или выписка из него;
·            примерная программа, рекомендованная Минобразования РФ (если она имеется в наличии).
 
1.8. При разработке программ должны быть учтены:
·           содержание учебников и учебных пособий, рекомендованных Минобразования РФ;
·            требования социальных партнёров – потенциальных работодателей выпускников;
·            ожидания студентов и их родителей;
·            содержание программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов,  изучаемых параллельно, на предыдущих и последующих этапах обучения (междисциплинарные связи);
·            новейшие достижения в данной области, опубликованные в литературе и периодических изданиях, а также результаты собственной научной деятельности, других специалистов и ученых;
·            специфика внутренних условий – уровень развития студентов, особенности изучаемых   тем, имеющиеся в техникуме средства обучения, информационная, методическая и материальной база комиссии; возможности самого педагога.    
 
1.9. Программа профессионального модуля   разрабатывается  для конкретной специальности.
1.       Основные понятия

Компетентностный подход - российский аналог западноевропейской концепции образования, основанного на компетенциях (competence-based education, СВЕ – подход), где модель специалиста представляет собой определённый набор компетенций (компетентностей), которыми должен овладеть выпускник. В процессе профессиональной подготовки он не противопоставляется знаниецентричному, системодеятельностному и культуроцентричному подходу, а дополняет их, предполагая организацию образовательного процесса, где усиливается проблемно-исследовательская, практико-ориентированная направленность, все виды студенческой практики приобретают прикладной характер и связаны с выполнением проектов, ориентированных на запросы работодателей. Компетентностный подход позволяет учитывать интересы различных социальных групп, судить о соответствии подготовки выпускника не по результатам включения его в реальную трудовую деятельность, а уже в самом учебном заведении.
Компетенции – сложные обобщённые культуросообразные способности, системное проявление знаний, умений и качеств. В отличие от личностных способностей (например, смелости, находчивости), которыми индивид не пользуется в конкретной работе, компетенции – требования и характеристики образовательной подготовки (например, способности к анализу и синтезу, способность решать проблемы с привлечением знаний из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия).
Общие компетенции – инвариантные для всех направлений, несвязанные строго с профессиональной сферой компетенции, необходимые для всех социальных групп (в данном случае для выпускников и работодателей), акцентирующие общее развитие личности. Общие компетенции формируются системно за счет интегрирования их в целостный образовательный процесс, в частности за счёт таких внесодержательных аспектов как самостоятельная работа студентов, организация образовательного процесса, образовательные технологии, и т.п.
Профессиональные компетенции отражают специфику определенной профессии, их «адресность» определенным квалификациям, специальностям и специализациям, вариативны по областям профессиональной сферы, связанные с предметом умения, соответствующие методы и технические приемы, присущие различным областям.
Деление компетенций на общие и профессиональные отражает принятое и ранее деление на общеобразовательную и профессиональную подготовку, соотносится с требованиями к академической подготовленности и профессиональной подготовленности.
   Профессиональная компетентность - закреплённый в знаниях и умениях опыт самостоятельного осуществления известных и творческих способов профессионально-ориентированной деятельности. В отличие от квалификации (системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих типовые виды профессиональной деятельности в стабильных условиях), компетентность (не исключая квалификации) проявляется в способности и пригодности к эффективному разрешению профессиональных, социальных, личностных проблем в быстро меняющихся обстоятельствах, в ситуации кризиса, к управлению гибкими, междисциплинарными проектами.
Междисциплинарность - это не межпредметное согласование материала, а построение целостной модели изучения, направленность обучения на интеграцию знаний из нескольких курсов с целью развития системного критического профессионального мышления, формирования умения видеть объекты или явления в разных аспектах, в единстве межпредметных связей и отношений, способности применять эти умения.
 
3.  Требования к содержанию и оформлению программы.

3.1 Программа должна содержать следующие структурные элементы:
1.                    Титульный лист.
2.                    Содержание
3.                    Паспорт программы профессионального модуля
4.                    Результаты освоения профессионального модуля
5.                    Структура и содержание профессионального модуля
6.                    Условия реализации профессионального модуля
7.                    Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
8.                    Календарно-тематический план междисциплинарного курса
9.                    Рецензии
 
 
3.2.   В рабочей программе профессионального модуля в таблице 3.2. «Содержание обучения по профессиональному модулю» по каждой теме приводится содержание темы (дидактические единицы), в календарно-тематическом плане оформляются темы уроков. Определяется последовательность теоретических, лабораторных и практических занятий в междисциплинарном курсе. Тема урока из календарно-тематического плана записывается в журнале теоретического обучения, в связи с этим тема должна быть сформулирована кратко. 
 
3.3.Программу оформляют в соответствии с приложением 1.
 
4.Согласование программ
 
Согласующими сторонами  являются   методический совет техникума,  цикловые (предметные) комиссии, предприятия и организации, на базе которых проводятся практические занятия или различные виды практик, а также потенциальные работодатели. При этом рекомендуется процесс согласования начинать на стадии формулирования цели и определения основных разделов программы.
 
5. Рецензирование   программ
 
5.1 Рецензирование   программы осуществляют при её разработке или пересмотре с разработкой новой редакции. Рецензентами   рекомендуется назначать ведущих специалистов потенциальных работодателей, ведущих специалистов отрасли по профилю специальности, ведущих специалистов научно-исследовательских и других организаций по профилю дисциплины либо  преподавателей образовательных учреждений аналогичных по профилю.

 5.2 Рецензент   представляет свой отзыв в письменном виде и отражает в нем соответствие содержания программы  Федеральному государственному образовательному стандарту, современному уровню и тенденциям развития науки и производства; оценивает оптимальность содержания разделов, целесообразность распределения по видам занятий и трудоемкости в часах; вносит предложения по улучшению программы и дает заключение о возможности использования в учебном процессе.
 
6.Утверждение и регистрация программ
 
6.1. Проект программы должен рассматриваться на заседании цикловой комиссии путем обсуждения сообщения автора (составителя) программы, заслушивания отзыва рецензента, выступления оппонента. Оппонента назначают из числа опытных преподавателей-методистов комиссии либо представителей заказчиков-работодателей.
6.2. После утверждения и занесения в протокол комиссии, программа регистрируется в реестре научно-методического совета и утверждается директором  техникума.
6.3. Переутверждение программ должно производиться ежегодно до начала семестра на заседании цикловой комиссии с возможным внесением изменений, которые прикладывают к программе.
 
7. Тиражирование и распространение
7.1 Количество экземпляров утвержденной программы и распределение их определяют следующим образом:
   экземпляр №1 – контрольный, хранится в методическом кабинете комиссии;
   экземпляр №2 – рабочий, для пользования преподавателей и студентов техникума, хранится в библиотеке на бумажном носителе и сервере  техникума на электронном носителе;
    экземпляр №3 – авторский.
 
7.2 Учтенные экземпляры должны нумероваться, и в них должны вноситься изменения после каждого переутверждения.
7.3 Копирование и передача программ другим образовательным учреждениям может быть осуществлена только с разрешения председателя цикловой комиссии – разработчика и с согласия автора (составителя).
 
8. Обновление программ

8.1. Программы должны непрерывно обновляться путем внесения изменений перед очередным переутверждением.
Основанием для внесения изменений могут быть:
  • изменения, касающиеся пунктов 3.3. и 3. 4 данного положения
  • самооценка автора (составителя) программы;
  • предложения преподавателей, ведущих занятия по данной дисциплине, по результатам работ в семестре;
  • предложения методической службы и председателя цикловой комиссии по результатам посещения и обсуждения занятий.
Изменения должны оформляться документально и вноситься во все учтенные экземпляры.
8.2. При накоплении относительно большого числа изменений или внесении существенных изменений в программу должна разрабатываться вторая (или очередная) редакция программы, которая подвергается процедуре утверждения, рецензирования, перерегистрации (в части года) как и при рассмотрении первой редакции.
8.3. Программы, исключенные из учебного плана  профессиональных модулей , хранятся в архиве  учебной части.



Опубликовано



 
         Портал
правовой
помощи         


ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ





Горячая линия
в системе СПО
на базе института
развития образования



Сайт сделан на SiNG cms © 2010-2020