8(86169)7-01-31

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
Вознесенский техникум пищевых производств
Логин:

Пароль:

- запомнить
Забыли пароль?
Регистрация
Учебная работа :: Локальные нормативные акты
Положение о разработке рабочих программ УД ВТПП 2012 г
Министерство образования и науки Краснодарского края
государственное   бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Вознесенский техникум пищевых производств»
Краснодарского края
 
СОГЛАСОВАНО
Председатель
методического совета техникума
                             З.М. Казарьян
«___»                   2012 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор  ГБОУ СПО  ВТПП
                   Н.Ф. Лысенко
«___»                2012 г.
Положение
о порядке разработки и требованиях к содержанию и оформлению рабочих программ учебных дисциплин на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования
 

2012
 
 
Общие положения
Настоящее положение разработано  в соответствии   законом РФ «Об образовании» (в ред. ФЗ от 13.01 1996 г. № 12-ФЗ); Законом Краснодарского края «Об образовании» от 29.12.2004 № 828-КЗ; Законом Краснодарского края от 01.08.2012 г. N 2573-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об образовании» и Закон Краснодарского края «О начальном профессиональном и среднем профессиональном образовании в Краснодарском крае»; Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (ССУЗ), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2008 г. № 543; Федеральными государственными образовательными стандартами по реализуемым специальностям в соответствии с лицензией №03868 от 19 апреля 2012 года; Уставом техникума;   Приказами Министерства образования Российской Федерации и Краснодарского края, регламентирующими учебную деятельность средних профессиональных учебных заведений; «Положением по итоговому контролю учебных достижений обучающихся при реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО ФГАУ «ФИРО»; Разъяснениями по формированию  примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденный директором Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации И.М. Реморенко;  иными нормативными актами.
Настоящее положение устанавливает порядок разработки, требования к построению и оформлению содержания, процедуру рецензирования, экспертизы, утверждения и продления сроков действия рабочих программ учебных дисциплин в  ГБОУ СПО ВТПП КК.
Положение предназначено для председателей цикловых комиссий и преподавателей, ответственных за проведение учебных занятий по учебным дисциплинам, включенным в рабочие учебные планы специальностей техникума.
 
1.      Основные положения
 
1.1     Ответственность за соответствие программы требованиям ФГОС СПО и современному состоянию образования и науки несёт цикловая комиссия, за которой закреплено обучение данной дисциплине, эксперты и рецензенты.
1.2   Ответственным за своевременность разработки, качество и достаточность содержания программы является преподаватель, назначенный осуществлять занятия на текущий учебный год в соответствии с распределением нагрузки в  техникуме.
1.3   В основу разработки программы должны быть положены:
 
·           Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности;
·            рабочий учебный план  техникума по специальности или выписка из него;
·            примерная программа, рекомендованная Минобразования РФ (если она имеется в наличии);
1.4.    При разработке программ должны быть учтены:
·           содержание учебников и учебных пособий, рекомендованных Минобразования РФ;
·            требования социальных партнёров – потенциальных работодателей выпускников;
·            ожидания студентов и их родителей;
·            содержание программ дисциплин, изучаемых параллельно, на предыдущих и последующих этапах обучения (междисциплинарные связи);
·            новейшие достижения в данной области, опубликованные в литературе и периодических изданиях, а также результаты собственной научной деятельности, других специалистов и ученых;
·            специфика внутренних условий – уровень развития студентов, особенности изучаемых предметов или тем, имеющиеся в  техникуме  средства обучения, информационная, методическая и материальной база комиссии; возможности самого педагога.
1.5.             В зависимости от того, к какому циклу относится данная дисциплина, программа может быть общей для всего  техникума или отделения либо только для конкретной специальности.
2.       Основные понятия

Компетентностный подход - российский аналог западноевропейской концепции образования, основанного на компетенциях (competence-based education, СВЕ – подход), где модель специалиста представляет собой определённый набор компетенций (компетентностей), которыми должен овладеть выпускник. В процессе профессиональной подготовки он не противопоставляется знаниецентричному, системодеятельностному и культуроцентричному подходу, а дополняет их, предполагая организацию образовательного процесса, где усиливается проблемно-исследовательская, практико-ориентированная направленность, все виды студенческой практики приобретают прикладной характер и связаны с выполнением проектов, ориентированных на запросы работодателей. Компетентностный подход позволяет учитывать интересы различных социальных групп, судить о соответствии подготовки выпускника не по результатам включения его в реальную трудовую деятельность, а уже в самом учебном заведении.
Компетенции – сложные обобщённые культуросообразные способности, системное проявление знаний, умений и качеств. В отличие от личностных способностей (например, смелости, находчивости), которыми индивид не пользуется в конкретной работе, компетенции – требования и характеристики образовательной подготовки (например, способности к анализу и синтезу, способность решать проблемы с привлечением знаний из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия).
Общие компетенции – инвариантные для всех направлений, несвязанные строго с профессиональной сферой компетенции, необходимые для всех социальных групп (в данном случае для выпускников и работодателей), акцентирующие общее развитие личности. Общие компетенции формируются системно за счет интегрирования их в целостный образовательный процесс, в частности за счёт таких внесодержательных аспектов как самостоятельная работа студентов, организация образовательного процесса, образовательные технологии, и т.п.
Профессиональные компетенции отражают специфику определенной профессии, их «адресность» определенным квалификациям, специальностям и специализациям, вариативны по областям профессиональной сферы, связанные с предметом умения, соответствующие методы и технические приемы, присущие различным областям.
Деление компетенций на общие и профессиональные отражает принятое и ранее деление на общеобразовательную и профессиональную подготовку, соотносится с требованиями к академической подготовленности и профессиональной подготовленности.
   Профессиональная компетентность - закреплённый в знаниях и умениях опыт самостоятельного осуществления известных и творческих способов профессионально-ориентированной деятельности. В отличие от квалификации (системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих типовые виды профессиональной деятельности в стабильных условиях), компетентность (не исключая квалификации) проявляется в способности и пригодности к эффективному разрешению профессиональных, социальных, личностных проблем в быстро меняющихся обстоятельствах, в ситуации кризиса, к управлению гибкими, междисциплинарными проектами.
Междисциплинарность - это не межпредметное согласование материала, а построение целостной модели изучения, направленность обучения на интеграцию знаний из нескольких курсов с целью развития системного критического профессионального мышления, формирования умения видеть объекты или явления в разных аспектах, в единстве межпредметных связей и отношений, способности применять эти умения.
 
3.Требования к содержанию и оформлению программы.
3.1. Программа должна содержать следующие структурные элементы:
  • титульный лист;
  • сведения об утверждении программы;
  • рецензии (внутренняя и внешняя)
  • паспорт рабочей программы, который включает: область применения; цели и задачи; место дисциплины в учебном процессе; нормативная трудоемкость дисциплины;
  • объем учебной дисциплины и виды учебной работы: сводные данные об основных разделах дисциплины и распределении часов по видам занятий;
  • тематический план и содержание учебной дисциплины, включающий наименование разделов и тем с указанием запланированного уровня их усвоения, а также виды работы, в том числе: теоретические занятия; практические занятия; лабораторные занятия; другие виды аудиторных занятий (если предусмотрены); курсовой проект (работа) (если предусмотрена); другие предусмотренные программой виды самостоятельной работы;
  • требования к материально-техническому обеспечению в соответсвии с ФГОС СПО
  • перечень учебно - методической документации
  • рекомендуемая литература; методический материал;
 
  • контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины: диагностика учебного процесса, включающую показатели результатов обучения, показатели и критерии их оценки, а также формы и методы контроля.
 3.2.  Программу оформляют в соответствии с приложением (см. приложение).
4. Согласование программ
Согласующими сторонами  являются:  цикловая комиссия,  заместитель директора по учебной работе, методист,  предприятия и организации, на базе которых проводятся практические занятия или различные виды практик, а также потенциальные работодатели. При этом рекомендуется процесс согласования начинать на стадии формулирования цели и определения основных разделов программы. Утверждаются рабочие программы приказом директора по техникуму.
5.     Рецензирование и экспертиза программ

5.1 Рецензирование и экспертизу программы осуществляют при её разработке или пересмотре с разработкой новой редакции. Рецензентами и экспертами рекомендуется назначать ведущих специалистов – преподавателей смежных учебных дисциплин   общеобразовательных школ, ССУЗов, потенциальных работодателей, ведущих специалистов отрасли по профилю специальности, ведущих специалистов научно-исследовательских и других организаций по профилю дисциплины либо профессоров (доцентов) аналогичных по профилю кафедр вузов.
 
5.2. Рецензент и эксперт представляет свой отзыв в письменном виде и отражает в нем соответствие содержания программы требованиям федерального государственного образовательного стандарта, современному уровню и тенденциям развития науки и производства; оценивает оптимальность содержания разделов, целесообразность распределения по видам занятий и трудоемкости в часах; вносит предложения по улучшению программы и дает заключение о возможности использования в учебном процессе.
 
6.     Утверждение и регистрация программ

6.1 Проект программы должен рассматриваться на заседании цикловой комиссии путем обсуждения сообщения автора (составителя) программы, заслушивания отзыва рецензента и эксперта, выступления оппонента. Оппонента назначают из числа опытных преподавателей-методистов комиссии либо представителей заказчиков-работодателей.
6.2 После утверждения и занесения в протокол комиссии, программа регистрируется в реестре методического совета и утверждается директором  техникума.
6.3 Переутверждение программ должно производиться ежегодно до начала семестра на заседании цикловой комиссии с возможным внесением изменений, которые прикладывают к программе.
 
7.     Тиражирование и распространение

7.1. Количество экземпляров утвержденной программы и распределение их определяют следующим образом:
·            экземпляр №1 – контрольный, хранится в учебной части техникума;
·            экземпляр №2 – рабочий, для пользования преподавателей и студентов  техникума  и сервере  техникума на электронном носителе;
7.2. Учтенные экземпляры должны нумероваться, и в них должны вноситься изменения после каждого переутверждения.
7.3. Копирование и передача программ другим образовательным учреждениям может быть осуществлена только с разрешения председателя цикловой комиссии – разработчика и с согласия автора (составителя).
 
8. Обновление программ

8.1. Программы должны непрерывно обновляться путем внесения изменений перед очередным переутверждением.
Основанием для внесения изменений могут быть:
  • изменения, касающиеся пунктов 3.3. и 3. 4 данного положения
  • самооценка автора (составителя) программы;
  • предложения преподавателей, ведущих занятия по данной дисциплине, по результатам работ в семестре;
  • предложения методической службы и председателя цикловой комиссии по результатам посещения и обсуждения занятий.
Изменения должны оформляться документально и вноситься во все учтенные экземпляры.
8.2. При накоплении относительно большого числа изменений или внесении существенных изменений в программу должна разрабатываться вторая (или очередная) редакция программы, которая подвергается процедуре утверждения, рецензирования, перерегистрации (в части года) как и при рассмотрении первой редакции.
9.3 Программы, исключенные из учебного плана дисциплин, хранятся в архиве  цикловой (предметной) комиссии.


Опубликовано



 
         Портал
правовой
помощи         


ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ





Горячая линия
в системе СПО
на базе института
развития образования



Сайт сделан на SiNG cms © 2010-2020