Совсем недавно, 28 марта, отмечалось 150-ти летие со дня рождения известного советского писателя Максима Горького. Отношение к Горькому было и остается неоднозначным, но никто не оспорит несколько абсолютных истин: он самый известный нижегородец, самый цитируемый писатель XXвека. Уже при жизни Максим горький имел огромную популярность не только на Родине, но и в Европе и Америке. Он издавался многотысячными тиражами. Начиная с 1918 года, был пять раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе, основал три крупных издательства(«Знание», «Парус» и «Всемирная литература») и возродил легендарную премию «Жизнь замечательных людей». С именем Горького в Нижнем Новгороде связано огромное количество мест.
Предлагаю вам вспомнить несколько интересных фактов о жизни писателя и общественной деятельности.
Многие знают о том, что настоящее имя Максима Горького – Алексей Максимович Пешков.
Про свой творческий псевдоним сам он высказывался так: «Не писать же мне в литературе – Пешков», - видимо, имея в виду, что фамилия Пешков намекала на малозначительность. Воплощением терпения и покорности был и христианский святой Алексей. Потому молодой писатель переменил не только фамилию, но и имя.
Максим Горький был большим коллекционером картин и оружия. В Нижегородском художественном музее представлены две замечательные монографические коллекции Рериха и Кустодиева, подаренные им музею.
Горький слыл и большим модником. Среди его друзей существовал очень интересный термин «подмаксимовики» - подражатели внешнего вида Горького. Он был практически законодателем мод. Например, в его манере одевались Иван Бунин, Леонид Андреев.
Еще одной малоизвестной страстью Горького был огонь. Он мог часами любоваться горящим костром, а также праздничным фейерверком в революционном Петрограде и в Сорренто: «Разжечь костер - для меня всегда наслаждение, и я готов целые сутки так же ненасытно смотреть на огонь, как могу сутки, не уставая, слушать музыку». С большим чувством и мастерством описывал Горький огонь в своих произведениях.
Был он и благотворителем и инициатором помощи малоимущим, большую заботу проявлял к босякам и бурлакам, жившим в районе нынешней Скобы, не имевшим постоянного заработка и попадавших из-за этого в долговые ямы. По инициативе Горького была создана первая и единственная в Российской империи специальная чайная, именуемая в народе «Столбы» (имелись ввиду фасадные колонны). Помогли реализовать эту идею два нижегородских миллионера-благотворителя: Дмитрий Сироткин и Николай Бугров.
По замыслу Горького создание чайной без продажи алкогольных напитков с питанием и культурным досугом существенно ослабило бы зависимость босяков от хозяев питейных трактиров. Силами нижегородской интеллигенции там стали проводить литературные вечера и музыкальные концерты. Следом изменился и облик босяков, ставших постоянными посетителями чайной – они появлялись там в чистой и приличной одежде и обуви.
По инициативе Горького в Москве был создан Литературный институт - единственное в мире учебное заведение для подготовки писательских кадров. Речь об Институте мировой литературы имени А.М. Горького РАН. При институте действует музей.
12 сентября 1932 года по указу Сталина в стране начинаются масштабное празднование 40-летия творческой деятельности писателя: переименовывают улицы, площади, скверы, самолеты, теплоходы. 7 октября 1932 город Нижний Новгород становится городом Горьким. Практически в каждом крупном населённом пункте государств бывшего СССР была или есть улица Горького. Сам он относился к этому с грустной иронией. В письме нижегородскому журналисту и краеведу Хитровскому 19 февраля 1933 года из Сорренто он писал: «Сегодня первый раз писал на конверте вместо Н.Новгород – Горький. Это очень неловко и неприятно». О последнем визите Горького в Горький вышли статьи с почти абсурдными заголовками «Великий советский писатель Максим Горький на теплоходе «М.Горький» приехал в город Горький». Несмотря на значительную по объёму общественную работу, он продолжал и творческую деятельность. Сохранилось великое наследие в его произведениях. Горьковские рассказы, повести, романы и сегодня продолжают волновать читателя, ставят перед ним серьёзные и интересные проблемы. Каждый находит в них что-то своё, актуальное для нынешнего времени.
По количеству тиражей книги Максима горького уступали лишь произведениям Александра Пушкина и Льва Толстого.
Максим Горький никогда не мог оставаться только зрителем, он всегда вмешивался в самую гущу событий, он хотел действовать. Он был заряжен такой энергией, которой было тесно на страницах книг: она выливалась в жизнь. Сама его жизнь – это увлекательный роман. Его детство прошло в доме деда. Начавшего бурлаком и закончившего владельцем трех кирпичных фабрик и нескольких домов. В 8 лет мальчик был отдан в подмастерья к сапожнику, был брошен в мутную реку жизни, из которой предоставлялось выплывать как ему угодно. Такова была система воспитания, выбранная суровым стариком.
Дальше идет головокружительная смена мест действия, приключений, профессий. Помощник повара на корабле, продавец икон, тряпичник, булочник, грузчик, рыбак. Волга, Каспийское море, Астрахань, Жигулевские горы, Моздокская степь, Казань. И позже: Дон, Дунай, Черное море, Крым, Кубань, горы Кавказа. Все это – пешком, в компании бездомных живописных бродяг, с ночевками в степи у костров, в заброшенных домах, под опрокинутыми лодками. Сколько происшествий, встреч, дружб, драк, ночных исповедей. В одно из этих странствий он побывал и в станице Лабинской. Случилось это в 1891 году. Подтверждение тому осталось в рассказе «Чужие люди».
С детства, привычный к любой работе, нанимался на молотьбу хлебов, уборку кукурузы. Кашеварил, сторожевал, копал землю. На несколько месяцев перед Пешковым пронеслась такая жизнь, наполненная мечтаниями и страданиями, такая буря новых драматических острых и разнообразных впечатлений, что сама эта дорога, в сущности, формировала писателя Максима Горького. Впечатлений двухлетних странствий хватило на долгую творческую жизнь.
В сознании горьковских героев Кубань, Черноморье, Юг – особое место, где не только можно спастись от голода, но и начать новую жизнь на благодатной, ласковой земле. В рассказе «В степи» мужиков-босяков Кубань встречала по-разному. Казаки не отказывали в куске хлеба, делились табаком, за стол сажали, пускали в дом на ночлег.
Наблюдения за жизнью в кубанских станицах через несколько лет воплотились в рассказах: «Мой спутник», «Два босяка», «Дед Архип и Ленька»…Современники упрекали его: сгущает краски, использует черную палитру. Но автор зафиксировал именно то, что увидел собственными глазами.
Горький любил беседовать с рабочими, беседовать с рабочими, встречался с крестьянами из голодающих губерний, был свидетелем их трагической участи. Об этом он написал в рассказе «Рождение человека». Черноморье вдохновило его и на создание знаменитого произведения «Песня о соколе».
В начале осени 1892 года, вернувшись из второго странствия по Кубани, Горький написал свой первый, ставший знаменитым рассказ «Макар Чудра». Всего же писатель посетил наш край четырежды. Потом были слава, признание, эмиграция. Но толчок к творчеству был получен на Кубани.
28 марта исполнилось 150 лет со дня рождения писателя, запечатлевшего на страницах своих произведений и Лабинск.
Человек – чудо,
Единственное чудо на Земле,
А все остальные чудеса ее –результаты
Творчества его воли, разума. Воображения.
М.Горький
«Человек – это звучит гордо…»
28 марта 2018 года исполняется 150 лет со дня рождения Максима Горького
(Алексей Максимович Пешков)
(1868 – 1936)
Цель: Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Интерес и любовь к книге. Воспитание нравственных и коммуникативных качеств.
Оформление: портрет писателя, фотографии М.Горького из архива, высказывание: «Прекрасная должность - быть на Земле Человеком».
Вступительное слово библиотекаря: 28 марта 2018 года исполнилось бы 150 лет со дня рождения советского, русского писателя А.М.Горького.
Материал подготовила библиотекарь ВТПП Хлапкова Елена Петровна
Ст.Вознесенская, 2018 год
Стихотворение М.Горького «Не браните вы музу мою...»
Не браните вы музу мою,
Я другой и не знал, и не знаю,
Не минувшему песнь я слагаю,
А грядущему гимны пою.
В незатейливой песне моей
Я пою о стремлении к свету,
Отнеситесь по–дружески к ней
И ко мне, самоучке–поэту.
Пусть порой моя песнь прозвучит
Тихой грустью, тоскою глубокой;
Может быть, вашу душу смягчит
Стон и ропот души одинокой.
Не встречайте же музу мою
Невнимательно и безучастно;
В этой жизни, больной и несчастной,
Я грядущему гимны пою.
|